Армянск

Города побратимы

город Джанкой Республика Крым
История города

Джанкой в переводе на русский язык означает: «джан» - душа, милый; кой - деревня, т.е. «милая деревня». Расположение населенного пункта возле речки и колодца в безводной Крымской степи делало Джанкой действительно приятным местом, особенно в летний зной. Слово «Джанкой» в то время было очень популярным. Им назывались многие селения, например, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского уездов. На карте Крыма, изданной в 1816 году, помечены небольшие селения Шереп и Керлеут, которые сегодня входят в черту города, как его кварталы. В южной части располагалась деревушка Кият, но от нее никаких следов не осталось.

«Джанкой» упоминается в некоторых статистических сборниках, характеризующих Перекопский уезд. Самые ранние сведения о Джанкое встречаются за 1855 год. В 1855 году Джанкой являлся почтовой станцией. В 1856 - 1863 годах Джанкой входил в состав Богемской волости Перекопского уезда Таврической губернии. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона сказано, что на месте станции Джанкой была прежде татарская деревушка, опустевшая после эмиграции татар в Турцию. В Списках населенных мест Российской империи (Таврическая губерния, Перекопский уезд), изданных в 1865 году в Петербурге, указывается, что в 1864 году в Стане 3 дер. Джанкое проживало 53 мужчины и 61 женщина. Это была общественная деревушка немцев – колонистов из 20 дворов. Немцы поселились после массовой эмиграции татар в Турцию.

В 1871 году начинаются работы по строительству Лозово - Севастопольской железной дороги. Строительство железной дороги продолжалось три с половиной года. 2 июня 1874 года со станции Джанкой на Симферополь отправился первый товарный поезд. Джанкой был впервые связан железной дорогой с центральными районами России и Симферополем. В 1882 году было закончено строительство железной дороги от Джанкоя до Феодосии, портового города на Черном море и Джанкой становится узловой станцией. В течение последующих шести лет на станцию Джанкой из Таганаша (ныне ст. Соленое озеро) переводятся паровозное депо, дистанция пути, вагоноремонтный пункт и другие железнодорожные мастерские. В 1903 году было построено здание вокзала, которое функционирует и сейчас. В 1905 году Джанкой стал станцией.

В 1905 году из Перекопа в Джанкой была переведена уездная земская управа. В 1866 году в Перекопском уезде было всего 13 начальных школ, 3 врача, 7 фельдшеров. Один врач обслуживал 146 населенных пунктов и 6687 чел. В 1896 году была открыта школа грамоты для русских детей начальная школа по ул. Крымской, здание которой сохранилось до настоящего времени, в 1900 году она стала церковно-приходская, в 1908 году – железнодорожной.В 1904 году началось строительство православной церкви Тихвино-Богородичной, закончено в 1909году. В 1904 году поселке Джанкой силами земства была открыта бесплатная народная библиотека. В 1909 году помещик Ваграшак Харасанов продал свои земли в Курмане (Красногвардейский район) и построил чугунно-литейный завод в г. Джанкое, который именовался Харасановский. Главной продукцией завода были косарки и конные молотилки, брички, бороны, плуги и другие сельскохозяйственные орудия. 1 января 1914 года в поселке устроена электростанция. В этом же году замощена улица Мариинская (ныне ул. Ленина). 3 июня 1917 года поселок Джанкой был преобразован в город. Его население составляло около 10 тыс. человек, большинство русские, украинцы. Вскоре состоялись первые выборы городской думы. Среди действующих в Джанкое политических сил выделялась партия большевиков. Было образовано бюро городского комитета партии, в него вошли: Л. Нагель, Реутов, Н. Костюк, создан красногвардейский отряд. Комиссаром Джанкойского отряда Красной гвардии стал Н.Костюк, его товарищем по установлению советской власти в городе был М. Тубальцев.12 января 1918 года считается днем установления советской власти в Джанкое. Комендантом станции Джанкой был назначен М.Т.Тубольцев.В городе создается ревком. Председателем военно-революционного комитета назначен Г. Бутенко, председателем совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избран М. Реутов.

Советская власть продержалась недолго, в апреле 1918 года началось наступление германских войск на Украину, в середине июня 1919 года стали высаживаться деникинские войска. В Джанкое разместился штаб генерала генерала Слащева, который с января по апрель 1920 года был фактически диктатором Крыма. В Джанкое находились английская военная миссия, греческий батальон добровольцев. С 12 ноября 1920 года началось наступление Красной армии на город. Джанкой называли «вторым Верденом»: прикрытый естественной преградой Сиваша и мощными Ишуньскими и Перекопскими укреплениями город представлял собой труднодоступную крепость.12 ноября 1920 года под ударами войск под командованием М.В.Фрунзе «Крымский Верден» пал. Командующий Южным фронтом М.Фрунзе с вокзала в Джанкое послал телеграмму В.И.Ленину: «Сегодня нашей конницей взята Керчь. Южный фронт ликвидирован. Станция Джанкой. 16 ноября 1920 года». По существу это было окончанием гражданской войны.Приказом Перекопского уездного ревкома от 17 ноября 1920 года № 1 назначен ревком г. Джанкоя Перекопского уезда, председатель –Шестаков. В уезде создано три района: Джанкойский, Курман-Кемельчицкий, Армяно-базарский.8 декабря 1920 года ревком берет на учет заводы, мастерские, устанавливает рабочий контроль. Открыта Джанкойская смешанная гимназия. Был избран уездный комитет партии во главе с секретарем М. Пурыжинским.6 августа 1921 года состоялись первые выборы в Джанкое, а 15 сентября – первый съезд, избрал уездно-городской исполнительный комитет из 15 чел, председателем исполкома стал В.А.Лобов.

В январе 1921 года открылась городская амбулатория, бесплатная стоматологическая лечебница, начала работу химико-бактериологическая амбулатория, работало 7 школ. Начал работу театр имени Ленина, клубы для рабочих. Дом культуры, библиотеки, детский сад на 20 мест. В ноябре 1921 года согласно Декрету ЦИК и СНК город Джанкой стал центром Джанкойского округа, а с 6 ноября 1923 года центром района с населением 6873 человека. В мае 1923 года начаты работы по достройке Чонгарского моста.Восстанавливался чугуно-литейный завод, построен завод газовых вод, типография, городская электростанция, бойня, паровая мельница. К концу восстановительного периода в городе действовало 19 госпредприятий.

В 1925 году прошли выборы городского совета. Постановлением ВЦИК народных комиссаров от 24.10.1925г. произошло оформление горсовета с 16 января 1926 года. Председатель РИК стал Федосеев И.Ф.В годы первой и второй пятилеток с ростом производства сельскохозяйственной продукции в городе создавалась крупная мукомольная промышленность, расширялся маслодельный завод, промыслово-кооперативные артели, построен хлопкоочистительный завод по первичной переработке хлопка. В 1938 году Автотракторный ремонтный завод выпускал токарные станки, производил ремонт тракторных моторов, комбайнов, автомоторов и сельхозмашин. В одном из цехов изготавливались мелкокалиберные осколочные авиабомбы. В годы второй пятилетки было закончено строительство вагонного депо, расширена станция. История сохранила имена железнодорожников: машинисты паровозного депо К.Ухин, И.Д.Третьяк, Малеванный, которые стали первыми стахановцами города. С 1912 года начал свою работу в Джанкое стрелочником, затем составителем поездов А.Т.Личман, награжденный в 1939 году орденом В.Ленина. К 1939 году в городе проживало около 20 тыс. человек, появились новые кварталы и улицы жилых домов, построен районный дом культуры, работало два клуба в городе. К началу 1940 года в 6 начальных, 3 неполных средних, 3 средних, школа для подростков обучалось 4 тыс. учащихся, 2 больницы на 145 коек, 2 поликлиники.31 октября 1941 года Джанкой был оккупирован германскими войсками. Почти два с половиной года (893 дня) продолжалась оккупация. Было уничтожено несколько тысяч советских военнопленных в четырех концентрационных лагерях, созданных в городе. Тысячи военнопленных и гражданского населения были расстреляны в противотанковом рву на северной окраине города, 6 тыс. джанкойцев угнано на каторжные работы в Германию. Сотни наших земляков сражались в рядах Красной Армии, Военно-морского флота. В обороне Севастополя участвовали С.С.Рогозин, Е.Н.Бильдер, Г.М.Самбурский, в освобождении Украины - первым высадился на правый берег Днепра со своим взводом разведчиков В.Захаров, Герой Советского Союза. Звания Героя Советского Союза удостоен наш земляк А.В.Немков. Посмертно удостоены звания Героя Советского Союза офицер, поэт Я.И.Чапичев; - командир танка Мария Октябрьская. В годы оккупации в белогорских лесах действовал джанкойский партизанский отряд, командиром которого был И. Рюмшин. В городе действовало несколько подпольных групп. Активно действовала подпольная группа, в которую входили З.Н.Ринкс, М.В. Варда, Д.М. Зарницына. Им помогали пионеры: О.Ринкс, Н. Варда, К. Маневская, Л.Зарницына и многие другие. Учительница А.А.Драгомирова была расстреляна фашистами за помощь военнопленным. Наступила весна 1944 года. Планами командования 4 Украинского фронта решено было нанести главный удар по врагу силами 51 армии с плацдарма на южном берегу Сиваша, 19 Перекопского Краснознаменного танкового корпуса. Большую помощь в наступлении наземным войскам оказали летчики 8 Воздушной Армии. Особенно в боях за Крым отличились 6 гвардейская Краснознаменная Таганрогская орденов Суворова и Кутузова бомбардировочная авиационная дивизия под командованием и личном участии в боевых операциях генерал-лейтенанта Г.А.Чечуева. Наступление по освобождению Крыма началось в 10 часов 30 минут 8 апреля 1944 года после двух с половиной часов артподготовки. Войска 2 гвардейской армии в районе Перекопа и 51 армия с плацдарма на южном берегу Сиваша перешли в решительное наступление. Наиболее ощутимого успеха в этот день добился 63 стрелковый корпус (командующий генерал-майор П.К.Кошевой), который в тяжелых боях отразил несколько контратак противника. Утром 11 апреля 1944 года 63 стрелковый корпус и 19 танковый корпус перешли в наступление. Для освобождения Джанкоя была сформирована особый отряд. Во главе ее стал командир 202 Сивашской Краснознаменной танковой бригады 19 танкового корпуса гвардии полковник М.Г.Фещенко. К 11 часам отряд ворвался на северную окраину города. 26 мотострелковая бригада подполковника А.П.Храповицкого из 19 танкового корпуса нанесла удар по району железнодорожной станции. Это окончательно решило успех боев за Джанкой. Особенно прославились командир танковой роты старший лейтенант П.А.Кубышкин, командир десантной роты автоматчиков лейтенанту Т.К.Щербеневу, первой ворвавшейся в город на танках. За героизм в боях за Джанкой им присвоено звание Героя Советского Союза.Во время боев за железнодорожный узел в Джанкое и Севастополь активно участвовали летчики 628 истребительного полка 10 Ростовского авиакорпуса ПВО. В эти дни здесь погибли подполковник Е.Н.Грищенко, лейтенант А.Н.Денисенко и другие воины. В бою за город погибли майор Бейлис, лейтенант Беляев, рядовые Акимов, Дьячков, Шевченко, Чуркин. К 18.00 11 апреля 1944 года город Джанкой был полностью освобожден. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось: «Сегодня, 11 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва салютует доблестным войскам 4 Украинского фронта, прорвавшим оборону противника на Перекопе, Сиваше и овладевшим городом Джанкоем, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий». Звания Героя Светского Союза за освобождение Крыма посмертно присвоено: гвардии младшему лейтенанту А.Г.Павлову, командиру танкового батальона бригады Н.И.Машкарину, командиру 867 самоходного артиллерийского полка А.Г.Свидерскому. Многим воинским соединениям были присвоены почетные наименования, 126 советских воинов, в том числе наш земляк И.К. Яцуненко, были удостоены звания Герой Советского Союза за героизм и мужество в боях за освобождение Крыма. Народному хозяйству города был причинен значительный ущерб. Из 33 промышленных и коммунальных предприятий уцелело только одно.21 апреля возобновил деятельность исполком районного совета депутатов трудящихся во главе с Г.Я.Котляром. Уже к началу мая 1944 года на станции Джанкой были восстановлены все пути, вагоноремонтный пункт. Рабочие Джанкойской МТС отремонтировали 33 трактора, 4 комбайна, 2 молотилки. Постановлением Крымского совнаркома автотракторный ремонтный завод возобновил работу с 8 июля 1944года. С марта 1959 года завод именуется Джанкойский машиностроительный завод и специализируется на производстве сельскохозяйственных машин для нужд сельского хозяйства. В 1946 году на месте бывшего хлопкоочистительного завода началось строительство консервного завода, мощностью выработки овощных консервов. В августе 1946 года завод начал выпускать первую продукцию. В 1947 году составитель поездов А.Т.Личман награжден вторым орденом Ленина и ему присвоено звание лучшего стрелочника Приднепровской железной дороги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1962 года с 1 января 1963 года Джанкой стал городом областного подчинения. В 1961 году началось строительство Северо-Крымского канала. Начала решатся проблема с орошением степного и юго-восточного Крыма для развития сельского хозяйства. Джанкой стал опорным пунктом этой стройки века. Была создана промышленная база - завод железобетонных изделий, мощностью до 30 тыс. куб. железобетона в год, ремонтно-механический завод. Первый ковш земли из русла будущего канала вынул один из ветеранов стройки И.Ф.Малышев, экскаваторщик строительно-монтажного управления № 9. 9 октября 1963 года ему было поручено открыть перемычку на 78 км канала и пустить воды Днепра в Крым. С 1962 года машиностроительный завод выпускает новую продукцию: комбинированный деревообрабатывающий станок, прицепные самосвальные тележки для перевозки грубых кормов. С 1967 года завод выпускает прицепы новой модификации. В 70-е годы начато создание новых тракторных прицепов, которые пользовались большим спросом. Консервный завод стал выпускать более 50-ти наименований овощных и томатных консервов. В 70-е годы начата реконструкция основных цехов завода. За период 60-70-х годов в городе появилось множество новостроек, появились многоэтажные жилые дома с благоустроенными квартирами. В городе вело строительство Джанкойское строительное управление (начальник Боярко М.И., ныне заслуженный строитель Крыма), строительное управление № 3 дорожного треста Приднепровской железной дороги, строительно-монтажное управление «Крымканалстрой» и другие. Были построены и введены в строй универмаг, кинотеатр «Октябрь», родильный дом, Дворец культуры строителей Северо-Крымского канала, механическая прачечная, средняя школа на 930 учащихся. В городе работало 6 средних, 2 восьмилетние, вечерняя и заочная средние школы рабочей молодежи, школа-интернат. Основанное в 1954 году, профессионально-техническое училище № 45 за 15 лет подготовило 7,5 тыс. механизаторов сельского хозяйства, бульдозеристов, скреперистов, маляров и штукатуров. С 1961 по 1963 годы в училище обучались по специальности «механизаторы» 320 представителей Кубы. За период последних пятилеток в 70-80-е годы построена школа № 8, районная больница, которая обслуживает жителей города и района. С 1 июня 1976 года машзавод был передан в состав Всесоюзного промышленного объединения. Консервный завод стал предприятием союзного значения. Его продукция находила сбыт не только в стране, но и за рубежом: в Монголии, Польше. Здесь начал свою трудовую биографию рабочий, ставший директором завода – Филькевич В.П. Звания Герой Социалистического Труда удостоен машинист паровоза А.В.Гострый и ветеран стройки Северо-Крымского канала И.Ф.Малышев. Орденом Трудового Красного Знамени были награждены врачи Чашко Н.В., Титаренко В.Д., Добаткина В.А., орденом «Знак Почета – Мартынов И.Ф.. Орденом «Знак Почета» награждены работники образования: Войталевич В.В., Федоренко Н.И., Бахоткин М.Д. В настоящее время город Джанкой является самостоятельной административно-территориальной единицей, имеет статус города республиканского подчинения Автономной Республике Крым в соответствии с административно-территориальным устройством.. Стратегической особенностью города являются его транспортные особенности, обеспечивающие связь городов Украины с Крымским полуостровом.

Джанкой расположен вдоль автомобильной дороги государственного значения Харьков-Севастополь, является крупнейшей железнодорожной станцией. Железнодорожные и автомобильные магистрали соединяют город Джанкой с крупными населенными пунктами Крыма. После реформирования воинской авиационной части на территории города сохранен и функционирует аэродромный комплекс, способный принимать пассажирские и транспортные авиалайнеры класса АН-12. Управление городом и его жизнеобеспечение осуществляет городской совет, городской голова и его исполнительный комитет, также отделы городского совета. Городской голова – Синицкий В.Б., который в пятый раз избирался на выборах населением города.Город Джанкой расположен в центре сельскохозяйственной зоны, и приоритетное развитие получила перерабатывающая промышленность. На территории города сегодня расположено 12 действующих промышленных предприятий, 12 предприятий транспорта и связи, 10 строительных организаций, 9 коммунальных предприятий. Валовой объем продукции, выпускаемый предприятиями города, составляет около 40 млн. грн. в год. В районе имеются горячие источники с большим содержанием йода, на побережье озера Сиваш возможно использование грязей для лечебных целей.

 

Последнее обновление: 01 декабря 2014, 1:44